ПОСЛУШАНИЯ

Многие слышали слова пословицы: «Молитва и труд всё перетрут», но совсем немногие знают, что этот афоризм – перифраз знаменитой формулы монашеской жизни, сформулированной святым Венедиктом Нурсийским: Ora et labora, то есть «Молись и трудись!».

Образ монашеского жития, преподанный Антонию Великому ангелом, состоит в чередовании труда и молитвы. Святой Антоний упражнялся в рукоделии, завел огород, выращивая овощи. Его последователи плели корзины из тростника, власяницы из пальмовых листьев, вязали сети и даже нанимались помогать земледельцам в дни жатвы, не столько для прокормления, сколько избегая губительной праздности. Кто‑то из отцов спросил авву Иоанна Колова: «Что есть монах?» Он отвечал: «Труженик, ибо монах всегда работает до утомления».

Труд всегда считался одним из лучших естественных лекарств от страстей. Иногда труд даже ставился во главу угла монашеской жизни (особенно в западном монашестве). Так, монахи-цистерианцы, девиз которых гласил «работа есть молитва», возродили древние римские технологии, устраивая небольшие фабрики с гидроприводными ткацкими станками, мельницами, пилами, жерновами и падающими молотами.

 В монастырях с самых ранних времен заводили сады с огородами, пасеки, мельницы, пекарни и поварни. Однако делалось это не для обогащения. «Если христианин всячески хлопочет, чтобы преодолеть бедность, он очевидно не хочет быть христианином, – отмечал святой Симеон Новый Богослов, – ибо истинному христианину нельзя быть без лишений и нужд».

Древние старцы воспитывали правильное, православное отношение к труду и считали эту цель важнее забот об урожае. Монашество, как заметил протоиерей Георгий Флоровский, создало особое богословие труда. Монах всё совершает ради высшего, для Господа, за послушание, во спасение души. Вся суть монашеских трудов именно в мотивации, отличной от принятой в миру, где целесообразность и количество труда измеряется результатом, эффективностью, выгодой.

Преподобный Феодор Студит, живший в Византии на рубеже VIII-IX веков и игуменствовавший в Студийском монастыре в Константинополе, так писал об этом: «Не жди и не ищи покоя здесь, чтоб получить его там (в вечности)… Службы церковные надлежит нам исполнять со всем благочинием, благоговением и теплосердечностью. И ты, чадо мое, канонарх (уставщик), будь бдителен, точно наблюдай времена, назначенные для всякого песнопения, и всё другое исполняй, как тебе приказано, относительно псалмов и стихир, по чистой совести. Кто способен петь, пусть поет; а кто более пригож к чтению, к чтению и приставляй его. Ты – келарь… не людей питаешь, но апостолов Божиих. Приготовляй и давай им и яства и питья – лучшие из того, что имеешь… Ты, чадо мое, повар добрый, попекись о братстве, приготовляя ему съедомое в утешение, да воссияешь в Царствии Небесном, как солнце. Вы, огородники и садовники, работайте и старайтесь довольствовать братий, доставляя им всякого рода овощи; да угождая им, Богу угодите, и удостоитесь насладиться вечным покоем…»

В Никольском мужском монастыре села Богатое есть традиционные монастырские послушания (клирос, кухня, уборка территории, монастырская лавка). Братия также трудится на пасеке, выпекает хлеб, изготавливает сыр и другие молочные продукты (особенно летом, когда есть избыток молока). Есть и послушания, которые позволяют братии реализовать свои творческие способности. Так, игумен Николай, имеющий светское архитектурно-строительное образование, руководит архитектурной мастерской. Братия занимается издательской деятельностью.