Как подготовиться к Святому Крещению

Святое Крещение — это Таинство Церкви, в котором верующий при троекратном погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Таинство Святого Крещения дает человеку великую благодать: прощение всех грехов и возможность начать жизнь заново, «с чистого листа», будучи членом Церкви Христовой. Отнеситесь к этому максимально серьезно

ЧИН Таинства Святого Крещения и Миропомазания

Состоит таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

 Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестника от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

 Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещеным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

 Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещеного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещеном Таинство крещения завершается.

 Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Рекомендуемые книги:

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ

 Евангелие от Матфея:

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:16-20)

Евангелие от Иоанна:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин. 3:1-18)

Послание апостола Павла к Галатам:

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал. 3:26-29)

Послание апостола Павла к Римлянам:

«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». (Рим. 6:2-12)

Преподобный Антоний Великий:

«Бог благ и только благое творит, вредить же — никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы — когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божьими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют нас. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но, что посредством таких действий и обращений наших к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять становимся мы способными вкушать Божью благость».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое НЕ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ НАМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ, ЕСЛИ МЫ НЕ СТАНЕМ ВЕСТИ ЖИЗНЬ ЧЕСТНУЮ, СТРОГУЮ И ЧУЖДУЮ ВСЯКОГО ГРЕХА».

Кирилл Иерусалимский:    «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить».

Максим Исповедник:   «Ибо не рождает Дух Святой (в крещении) воли не хотящей». То есть Бог не может действовать вопреки воле и желанию человека или без желания человека.

Марк Подвижник:    «…твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается».

Архимандрит Иустин Попович:

«Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, во мгновение ока, но постепенно проникает во все психофизические (душевные и телесные) силы человека соразмерно его личному подвигу и новой жизни».

Святитель Феофан Затворник:

«Господь приступающего к Нему с покаянием и верою принимает, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, дает силу побеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека (обязанность) изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати».

Святитель Иоанн Златоуст: «В крещении через чувственную вещь (освященную воду) сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении».

Священномученик Фаддей (Успенский):

«Правда, многих крещеных нельзя назвать воскресшими духовно, так как духовная жизнь их ничем не отличается от жизни некрещеных. МОЖНО КРЕСТИТЬСЯ ВОДОЙ, НЕ ВОСПРИНЯВ БЛАГОДАТИ ДУХА ЖИВОТВОРЯЩЕГО, ИБО СИЯ БЛАГОДАТЬ НИ В КОГО НЕ ВСЕЛЯЕТСЯ ПОМИМО ЖЕЛАНИЯ ЕГО. Чтобы благодать крещения была воспринята, крещеный должен привиться к доброй маслине – Христу через веру и любовь, которые обильно вселяют в душу человека жизнь Христову, а также через борьбу со страстями, мертвящими душу, мешающими ей ожить».

Святитель Тихон Задонский: «Вера живая есть Дар Божий и она как бы божественное семя, которое на крещении всякому крещаемому всевается (вкладывается в сердце)».

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Святой Исаак Сирин согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершенен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания».

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в Духе благодать Христову. По тоей (по благодати) тотчас воображается в ней Христос. НО КРЕЩЕНЫЕ МЛАДЕНЦАМИ НЕ ЧУВСТВУЮТ ОСВЯЩЕНИЯ, ПОЛУЧАЕМОГО В КРЕЩЕНИИ, ПОТОМУ ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВО, ПОЛУЧАЕМОЕ ОТ ОСВЯЩЕНИЯ, ЕСТЬ УМНОЕ ДЕЛО. А МЛАДЕНЦЫ ЕЩЕ НЕСОВЕРШЕННЫ УМОМ, ЧТОБЫ РАЗУМЕТЬ ПРИНЯТУЮ БЛАГОДАТЬ. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа. И благодать св. крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, от которой потом великая сия милость (т.е. Божия) опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут научение в вере, восстановят веру как следует и возуповают на Бога».