Никольские храмы как вехи русской истории

часть Первая

 

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно, а по названиям николинских церквей и храмов можно изучать и географию, и историю нашей страны. Совершим же с вами небольшое путешествие во времени и в пространстве…

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно. Рассказами о чудесных исцелениях, избавлениях, спасениях, полученных и по молитвам ко Святителю, и при его непосредственном участии полна русская церковная историография. А по названиям николинских церквей и храмов можно изучать и географию, и историю нашей страны.

Начальный период русской истории носит полулегендарный характер. Времена Рюрика, Вещего Олега, Аскольда и Дира даже в различных летописях отражены по-разному, как по-разному описаны происхождение и деяния первый русских князей. По некоторым версиям Аскольд и Дир — дети законного киевского князя Кия, по другим – высокопоставленные бояре и военачальники новгородских князей Рюрика и его приемника Вещего Олега. Отправленные походом на Царьград, они были приглашены киевлянами – полянами, тогдашними жителями современной центральной Украины, на княжение, т.к. своих князей у полян не было.

В 1380 году войско Великого князя Московского двигалось к Куликову полю на вселенскую сечу с татаро-монголами. Решено было устроить привал. Рать расположилась на отдых в том месте, где ныне стоит городок Дзержинский Московской области. И тут Великий князь Димитрий увидел на ветвях дерева икону святого Николая Угодника. Восприняв это явление как благоприятственный знак, он воскликнул: «Видение это угреша сердце мое». Угреша – согрело. Отсюда и название – Николо-Угрешская обитель. Сегодня – это десятки отреставрированных и отстроенных из руин практически заново храмов и часовен, большое хозяйство, Николо-Угрешская духовная семинария. Монастырю придан статус ставропигии, т.е. подчиняется он не главе епархии, а непосредственно Патриарху…

Расположенная в Замоскворечье церковь Николы в Пыжах получила своё название в память стольника, командира стрелецкого полка Потапа (прозвище – Богдан) Клементьевича Пыжова (1639-1703), тогда и вся округа носила это наименование – Пыжи. Деревянный храм на этом месте возник ещё в конце XVI века, а каменный был отстроен уже во второй половине следующего – XVII-го столетия. 

Ныне действующий Николо-Бабаевский монастырь, расположенный в Ярославской области у слияния реки Солоницы и Волги, получил своё название от наименования большого рулевого весла для сплава плотов – «бабайки», на котором по преданию к месту будущего монастыря приплыла икона св. Николая Угодника. Монастырь был основан в XV веке. Здесь с 1861-го по 1867-ой провёл свои последние годы в молитвенном уединении известный богослов и проповедник Епископ Игнатий (Брянчанинов).

Храм Николы на Болвановке в центре бывшей Таганской слободы получил своё название от слова «болванка» — так назывались металлические полусферы для изготовления шапок. Деревянная церковь ремесленников – шляпных дел мастеров – стояла на этом месте с 1506 года. Ныне существующий храм в стиле «московского барокко», построенный зодчим Осипом Старцовым, завершён был в 1712 году.

 

А вот разноголосые истории о происхождении названия храма Николы в Подкопаях, находящегося в историческом районе Москвы – на Кулишках, там, где Яуза впадает в Москву-реку. Первое упоминание о нём появляется за 1493 год. В храме после разрушительного кремлёвского пожара, уничтожившего царский дворец, временно обосновался Царь и Великий князь Иван III Васильевич. Наименование «Подкопаи» объясняется, по крайней мере, тремя версиями. Первая – самая простая и «материальная» — на этом месте в старину добывали прекрасную красную глину, почему и вся местность была изрыта «подкопами» — горными выработками.

Самая удивительная, но и самая ярко характеризующая отношение русского народа к Угоднику Божию Николаю — это история, приводимая знаменитым церковным писателем С.А. Нилусом. Она такова. Одному московскому купцу, особо чтившему Мир Ликийских Архиепископа, но разорившемуся и находящемуся под угрозой долговой ямы, во сне явился Николай Чудотворец и сам предложил купцу сделать подкоп под церковь и похитить с его иконы серебряную ризу. А, продав её, возобновить дела и снова встать на ноги. (Кстати, официальная отмена долгового рабства в России произошла лишь в 1879 году по Указу Императора Александра Второго Освободителя. Как мы видим, титул Освободителя Государь Александр Николаевич заслужил за время своего правления не единожды…)

Изумлённый купец, разумеется, воспротивился – как можно совершить такое святотатство – украсть ризу с иконы! Но Святитель невозмутимо ответил, что никакой кражи нет – и икона его, Николая, стало быть, и риза с неё – тоже его. И он просто отдаёт её купцу в долг, а когда тот снова разбогатеет, то сделает точно такую же ризу и возвратит её на икону.

Купец не сразу согласился на такое предприятие, но являвшийся ему Архиепископ был настойчив, и, в конце концов, купец поступил так, как велел ему Божий Угодник. Когда же все события развернулись по слову Николая Чудотворца, и купец, действительно, восполнил утраченное, то он – как и уговорился со Святителем — изготовил точно такую же ризу и украсил ею икону. Прихожане храма не могли надивиться тому, что новая риза была точь в точь как старая похищенная, и тогда виновник торжества поведал им почти невероятную историю похищения и возвращения своих богатств…

В районе Якиманки находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке. На этом месте уже в XIV веке существовал Никольский на Болоте монастырь. В 1625 году храм упоминается уже как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневскою решёткою». Что ж это за «решётка» такая?

В царствование уже не раз упомянутого нами Ивана III Васильевича в 1504 году в Москве началась борьба с бедственными пожарами и преступностью, для чего город был поделён на участки, закреплённые за богатыми и власть имущими великокняжескими слугами. Так Якиманка оказалась в ведении видного дипломата и государственного деятеля времён Иоанна III и Василия III Ивана Никитича Беклемишева. Около сорока лет Иван Никитич верой и правдой служил Августейшим отцу и сыну, но за осуждение развода Василия III с Соломонией Сабуровой, да и за приверженность Царя греческим обычаям, по государеву указу в 1525 году он был обезглавлен.

Основному роду деятельности прихожан обязан своим названием и храм Святителя Николая в Толмачах ( фото ниже). В поселении Старые Толмачи в XIV – XVI вв. жили толмачи-переводчики, обслуживающие замоскворецких татар-ордынцев. Нынешние Толмачёвские переулки – наследие той древней топонимики.

Первое упоминание о храме, тогда ещё деревянном, относится к 1625 году, каменный храм был возведён в 1697 году усилиями зодчего Лонгина Добрынина. В 1929 году храм закрыли, а возобновлены богослужения с 1993 года. Уникален статус храма – он одновременно является и храмом, и залом Третьяковской галереи. Купцы и меценаты Третьяковы много сделали для благолепия Николинской церкви, являлись её ревностными прихожанами. Сегодня храм является домовой церковью Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), здесь – постоянное местонахождение досточтимой иконы Владимирской Богоматери, сода же на Праздник Святой Троицы (другое название – Праздник Пятидесятницы, отмечается на 50-ый день после Пасхи, т.е. является переходящим) из зала древнерусской живописи ГТГ переносится знаменитая икона Святой Троицы Андрея Рублёва.

 Короткое царствование Феодора Третьего было отмечено и значительными военными успехами, в частности, заключением Бахчисарайского мирного договора, по которому Османская Империя и союзное с нею Крымское ханство признали за Россией всю Левобережную Украину и Киев (помнят ли об этом киевские «рулевые»?).

И бороды стричь начали не при Петре, а при Фёдоре. Только делали это добровольно, следуя новым придворным веяниям, а не насильно. И европейские костюмы стали носить, и учиться языкам иностранным… И всё это без истерики и, тем паче, кровопускания…

Драматичной по своим последствиям оказалась и преждевременная смерть внука Петра I, сына казнённого Цесаревича Алексея четырнадцатилетнего Императора Всероссийского Петра II (1715-1730). Собственно, с его смертью род Романовых по мужской линии пресёкся, и начался «век переворотов» и «время императриц» — Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны (регентши), Елизаветы Петровны, Екатерины Алексеевны.

После гибели Александра II от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги польским дворянином, народовольцем Игнатием Гриневицким, на Всероссийский престол взошёл Александр III Александрович, правивший с 1881 по 1894 гг. 13 лет мирной жизни, при неуклонном усилении военной мощи и столь же неуклонном облегчении положения народных масс, при росте экономики и укреплении правовой базы государства, стали одним из самых благодатных периодов российской истории. Не случайно, и в России и за рубежом за Александром Третьим укрепилось прозвание Царь-Миротворец. А как мы помним «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (От Матфея, 5:9). И всё же титаническая фигура Александра Александровича не должна для нас затмить память о том, кто по первородству готовился взойти на Российский трон.

В 1868 году в Ницце уже была возведена Никольская часовня, а в 1903-1912 гг., при Государе Николае Александровиче, вырос великолепный пятиглавый собор Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Николаевский собор был спроектирован известным русским архитектором, академиком М.Т. Преображенским, но строительные работы велись под контролем местных зодчих.

По решению муниципалитета г. Ницца улочка рядом с часовней получила название «Бульвар Царевича», а улица, на которой расположен собор – Avenue Nicolas II… Так что, в душе французов, ревностных республиканцев, всегда остаётся место для роялистских симпатий…

После многолетних судебных споров о принадлежности собора, весной 2013 года, после решения Французской Кассационной палаты, храм окончательно перешёл из Западноевропейской архиепископии в юрисдикцию Корсунской епархии РПЦ Московского патриархата.

С 2014-го по 2016 год в самом здании и на близлежащей территории были проведены масштабные реставрационные и ландшафтные дизайнерские работы. По оценкам специалистов и средств массовой информации, Николаевский собор является самым крупным Русским храмом за рубежом: высота его 50 м и рассчитан он на 625 человек. Но не только самым крупным, он считается и самым красивым, и самым богато убранным храмом. Не случайно он является одной из достопримечательностей Ниццы и охраняется государством.

 

Верхотурье (округ с одноимённым окружным городом) относится к Екатеринбургской митрополии, которую возглавляет уроженец тамошнего края Митрополит Кирилл (в миру – Михаил Васильевич Наконечный, род в 1961 г.). Его полное наименование – Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский. Может показаться странным, что самый малочисленный населённый пункт, имеющий статус города (а в Верхотурье нет и 9 тыс. населения), входит как составная часть в наименование митрополии… Но дело в том, что здесь находится одна из православных твердынь всего Зауралья – ныне действующий Свято-Николаевский мужской монастырь. Монастырь был основан в 1604 году. 

Главным Собором монастыря является Крестовоздвиженский храм (на заглавном фото), построенный по проекту архитектора А.Б. Турчевича в 1913 году, и открытие его было приурочено к 300-летию Дома Романовых. Представьте себе — это третье по объёму церковное здание во всей России, уступающее только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге!!

Не скрою, что после того, как я узнал столько нового и удивительного о своей Малой Родине и о её славном православном прошлом, мне очень захотелось побывать там… Но времена нынче сложные… Впрочем, даже если что «человекам… невозможно», то «Богу же всё возможно» (Мф.19, 26)…

Строительство Николинских церквей продолжается и в новейшую историю. И может самой удивительной современной постройкой является Храм-маяк в живописном селе Малореченское под Алуштой в Крыму. Строительство здания было завершено в 2006 г., а в мае 2007 года храм был освещён. Церковь относится к Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), освещал его тогдашний Глава УПЦ (МП) митрополит Владимир (Сабодан, 1935-2014).

Самая высокая церковь в Крыму устремлена в небо на 65 метров! Под фонарной частью расположена звонница с электроприводом для колоколов, что позволяет исполнять большое количество мелодий. Под звонницей с каждой из четырёх сторон находятся красочные панно, высотой по 15 метров, на которых изображены три канона Богородичных икон – Афонская, Покрова и Знамение, и Святитель Николай.

Храм действительно может играть роль маяка, но в черноморские лоции он всё-таки не внесён…

В цокольной части храма располагается уникальный Музей катастроф на водах, открытый в 2009 году. В храмовой стене каждый желающий может разместить сведения о погибших при кораблекрушениях, плавании и т.д.

Никола Ратный, Никола Можайский, Никола Мокрый, Никола Заяицкий… Эти, подчас довольно странные словосочетания, я слышал в разное время при разных обстоятельствах. Пришла пора узнать, что они обозначают и какие истории стоят за ними…

Николаю Чудотворцу в Православной церкви посвящён каждый четверг, а также установлены три отдельных празднества – Никола «вешний» — 22 мая (здесь и далее по н. с.), дата перенесения мощей Святителя из Мир Ликийских во французский город Бари; Никола «зимний» — 19 декабря, день его смерти; и Никола «летний» — в день рождения Св. Николая – 11 августа. Никола «зимний» ассоциируется с изображением Николая Угодника в богато украшенной митре. Предание связывает рождение этого канона с замечанием Императора Николая Первого, обращённого к священноначалию, по поводу того, что его небесный покровитель — без головного убора…

Классическим же на протяжении веков являлся образ Николая Угодника с поднятой для благословления правой рукой и держащим Евангелие – левой. Но на Руси возник новый иконописный канон – Архиепископ Мир Ликийских правой рукой подымает обоюдоострый меч, а левой – храм, который в церковной живописи, обычно, обозначает город — град. На некоторых списках клинок намеренно изображается удлинённым, так, что он даже выходит за поле иконы. В символическом изображении храма кто-то угадывает один из храмов города Можайска, а кто-то – кафедральный собор города Белгорода…

Образ этот именуется Никола Можайский или Никола Ратный, и, действительно, с ним тесно связаны два православных предания. Более древнее связано с подмосковным Можайском.

В XIV веке Можайск, восточный форпост Москвы, был осаждён татаро-монголами, и жителям грозили пленение и смерть, а городу – полное разорение… Во всех храмах столицы удельного княжества (существовало с 1233 г. по 1493 г.) шли непрестанные службы, особо горожане призывали на помощь любимого ими Святого Угодника Божия Николая. И произошло чудо! В небе над городом, лицом к осаждавшим, возникла в полный рост фигура Святого с занесённым над захватчиками мечом в правой и с можайским храмом в левой руках. Татаро-монголы в панике бежали, а жители, разумеется, решили увековечить образ своего спасителя, и именно в том виде, как он им явился.

В Можайск на поклонение святыне часто езживали московские цари и патриархи, которых, вероятно, особенно притягивало то, что образ сей явился и просиял именно на Руси, стал близким и родным, и явил себя в ратном деле!

Второе предание связывает Николу Ратного с Белгородской областью, но, вероятнее всего, что само название иконы – «Ратный» — было уже известно, так как списки с можайской иконы очень широко разошлись по Руси в эти тревожные столетия, почти не отмеченные мирной жизнью.

В XVI-XVII вв., год точно неизвестен, насельники Коренской Николаевской мужской пустыни и жители соседнего селения Устинка, что ныне находятся в Белгородчине, подверглись нападению татар, набегами наезжавших на Русь из Дикого поля (территория приазовских и причерноморских степей, издавна населяемая степняками – от хазар и печенегов до татаро-монголов). По преданию настоятель обители взял в руки икону Николы Ратного, и вместе с жителями и насельниками, с пением и чтением молитв, вышел крестным ходом к плотине на реке Коренёк, через которую татары уже были готовы начать переправу. Что привиделось захватчикам сказать уже трудно, но татары вдруг начали спешно отступать, а так как переправа была очень узкой, многие конники попадали в реку и потонули, остальные в страхе ретировались.

До 1765 года икона-воительница пребывала в пустыни, которая с того знаменательного события стала называться Коренской Ратного Николая пустынью, а после упразднения последней, была перенесена в Троицкий собор Белгорода.

На поклонение в Троицкий собор к ней ездили и Екатерина II, и Александр I, и Николай I. В мае 1904 года, в начале Русско-японской войны, перед иконой молился Государь Император Николай II…

Следует отметить, что Никола Ратный Белгородский – традиционного письма – в полный рост с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой.

В 1919 году сотрудниками Белгородской ЧК с иконы были сняты золотой оклад и три золотых памятных креста, и ценности эти бесследно пропали. Через год из храма исчезла и сама икона. А вскоре был разрушен и Троицкий храм…

Чудотворная икона была обнаружена в подсобке Николо-Иоасафовской кладбищенской церкви Белгорода в конце 80-х годов прошлого столетия, а с 1990 года она находится в Преображенском храме, с 1923 года являющимся кафедральным собором Белгородской и Старооскольской епархии.

Есть ещё и Никола Ратный Московский… Но история этой иконы настолько удивительна, что требует отдельного рассказа…

Продолжение следует…