Жизнь и чудеса святителя николая

Святитель Николай – один из величайших христианских святых. Его почитают не только христиане всего мира, но и люди других конфессий. На всех континентах есть храмы, посвященные Мир Ликийских чудотворцу. Имя Николай    (с греческого «победитель народов») стало одним из самых любимых среди многих народов мира.

Будущий святой родился в Малой Азии на берегу Средиземного моря, в портовом городе Патары Ликийской области (сегодня территория Турции). Датой его рождения считается 270 год по Рождестве Христовом.

Известно, что святой Николай родился в состоятельной христианской семье. С детства, будучи глубоко духовно одаренным и благочестивым, он всецело посвятил свою жизнь служению Богу и людям. Приняв сан священника в раннем возрасте, святитель Николай стал проводить строгую подвижническую жизнь. Причем совершал свои духовные подвиги и благодеяния тайно.

Будучи почитаем своими земляками, святой, не желая славы человеческой, ушел в соседний город Миры, где его никто не знал.

Город Миры (Μύρα) известен со времен Античности. Знаменитый историк Плиний Старший называл Миры «жемчужиной побережья Страны солнца», т.е. Ликии. От города, расположенного в 5 км от средиземноморского побережья на берегу реки Андрак (ныне Демре), сохранились развалины амфитеатра и высеченные в скалах, подчас достаточно высоко, гробницы. Этот город освящен стопами апостола Павла. Согласно Деяниям Апостолов, именно         прибыв в Миры Ликийские, Первоверховный апостол ступил на землю Малой Азии по дороге в Рим: «…переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские» (Деян., 27:5). После османского завоевания Малой Азии город получил новое имя – Демре (Demre).

В Мирах Николай стал проводить строгую и добродетельную жизнь, скрывая свои добродетели. Но Богу было угодно, чтобы духовные дарования святого стали широко известны и в Мирах. Впоследствии он был избран архиепископом этого города.

Приняв архиерейский сан, святой нисколько не изменил своей жизни. Напротив – он открыл двери своего дома всем нуждающимся, помогая и жителям Мир Ликийских, и патарийцам, и даже людям, совсем его не знавшим.

Святителя Николая Церковь за его скорую и чудесную помощь людям именует Чудотворцем. Многочисленные жизнеописания святого донесли до нас самые знаменитые деяния Мирликийского архиепископа.

Жизнь города Миры была связана с мореплаванием и торговлей хлебом, поэтому купцы и моряки этих городов еще при земной жизни святого обращались к нему с просьбами о молитве и благословении на морские путешествия.

Так, однажды корабль с зерном, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Казалось, что моряки обречены на неминуемую гибель в морской пучине. Однако они продолжали бороться со стихией и стали громко звать на помощь епископа города Миры Николая. И святитель Николай, явившись на корабельной корме у руля, сам стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Спасение корабельщиков. Сербская средневековая фреска

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого человека, святой Николай спас его от тяжкого греха. Нужда привела разорившегося отца к ужасной мысли: собрать приданое для дочерей, толкнув их на неправедный путь. Святитель, скорбя о несчастном человеке, ночью тайно подбросил ему в окно три мешочка с золотом, ставшим приданым для его дочерей.

Святитель Николай тайно одаривает золотом трех бедных девушек

Обращались к нему не только простые, но и богатые и знатные люди, нередко облеченные властью, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее.

Святой Николай спас стратилатов (военачальников) Непотиана, Урса и Герпилиона от несправедливого осуждения и казни. Император направил их усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел примирить враждующих, а стратилатов пригласил к себе. В этот момент пришло известие, что правитель арестовал и приказал казнить трёх невиновных жителей города. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть, и тогда стратилаты послали солдат задержать казнь. Солдаты задержали казнь, пока святой Николай не подошёл и не освободил несправедливо осужденных.

На прощание святой благословил воинов, предрёк им победу в предстоящем сражении с тайфалами. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святителю во второй раз поблагодарить его за молитвы, которые помогли им победить мятежников. Он предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и с помощью подкупленного префекта претория Востока Аблабия, известного интригана, посадили в темницу. Аблабий — ближайший друг и советник императора Константина, он руководил гвардией и должен был по роду службы выявлять мятежи. По его наговору прославленных полководцев собирались казнить. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. И тогда святитель Николай явился во сне императору Константину и потребовал освободить оклеветанных военачальников. На следующее утро император, пораженный видением, освободил стратилатов из тюрьмы и даже наградил их.

Несправедливой императорской податью Ликия была доведена до разорения. Присланный из столицы сборщик налогов требовал всё новых и новых поступлений. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скреплённую золотой печатью грамоту (хрисовул). Но архиепископ знал, что под влиянием сановников, Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Тогда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу. Однако ему не поверили: до Ликии было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Посланники подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.

Однажды архиепископ Николай спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для  Нее миром благоуханным!».

Скончался святой около 343 года. При земной жизни святитель Николай был благодетелем «труждающихся и обремененных», не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и мироточения, а христианский мир наполнился частицами мощей святого и его чудотворными иконами.

Промыслом Божиим во времена упадка Византийской Империи (1087 год) мощи святого были сохранены от поругания и уничтожения, что нередко случалось тогда с христианскими святынями. Купцы итальянских городов Бари и Венеции похитили их из храма в Мирах Ликийских и вывезли из Малой Азии в Италию. Там они пребывают и поныне, являясь великой святыней для христиан всего света и источая многоцелебное миро, которое щедро раздается паломникам.

Мощи святителя Николая в базилике города Бари

Святитель Николай всегда особо почитался на Руси. Во имя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году киевский князь Аскольд – первый русский князь-христианин. В честь святителя Николая Равноапостольной княгиней Ольгой воздвигнут один из самых древних храмов Киевской Руси.

И святитель Николай отвечал на любовь и почитание нашего народа многочисленными чудесами и помощью в «бедах и напастях». Так, история России хранит память о спасении по молитвам святого жителей города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на горячую молитву к святителю жители увидели в небе чудесное видение: Святой Николай как бы парил над городом. Одной рукой он поднял сверкавший меч, а в другой держал град Можайск. Устрашенные грозным знамением, враги отступили от стен города, и его жители были спасены.

Явление святителя с мечом в руке под Можайском запечатлено в чудотворном образе (скульптуре) и его многочисленных списках, получивших наименование: Никола Можайский.

Из глубины веков дошли до нас и другие свидетельства помощи святого православному русскому воинству. Накануне судьбоносного для нашего Отечества сражения — Куликовской битвы – Великому князю Дмитрию Донскому было явление иконы святителя Николая: «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии» (слова Летописи). После победы Дмитрий Донской повелел воздвигнуть на месте явления монастырь, названный Николо-Угрешским.

В дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сметены ураганом безбожного времени. Но самая известная в Москве святыня, связанная с именем святителя Николая – Икона святого на Никольской башне Московского Кремля, сохранилась до наших дней.

Никольская башня — это особое место в средневековой Москве. Здесь разрешались тяжбы между покупателями и продавцами: истцы и ответчики клялись в своей правоте, целовали крест и призывали в свидетели Николая Угодника.

Первый раз чудо от иконы святителя Николая было явлено в 1812 году, когда Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы: обрушился шатер, пострадали проездные ворота, но четверик с надвратной иконой Николы Можайского оказался нетронутым.

Еще одно чудо, связанное с образом, произошло в 1918 году. Перед первым празднованием 1 мая фасад Никольской башни с иконой задрапировали красным кумачом. По воспоминаниям современников, погода во время демонстрации тогда стояла безветренная, но полотно разорвалось, будто его разрубили мечом. Это произвело на присутствующих огромное впечатление. После этого икона с Никольской башни пропала, о ней напоминал только заштукатуренный белый прямоугольник над Никольскими воротами. Но официальных документов о том, что произошло с надвратным образом на Никольской башне при советской власти, не было. Не было даже известно, что икона написана прямо на стене. Поэтому специалисты долго искали образ в запасниках музеев, но тщетно, икону считали утраченной.

Лишь 11 мая 2010 года при реставрации Никольской башни обнаружили, что образ был надежно спрятан под слоем штукатурки. Вероятно, иконы на Никольской и Спасской башне сохранил архитектор Константин Аполлонов, работавший в мастерских Игоря Грабаря. Стало ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы их не было видно. Икона Николы Можайского сохранилась. При этом на образе были и следы осколков, и пуль, и даже средневековых пожаров. Сейчас надвратная икона на Никольской башне восстановлена.

В годы советской власти, несмотря на жестокие гонения на верующих и уничтожение многих святынь, святитель Николай не оставлял наш народ.

В 1956 году в городе Самаре (тогда – Куйбышеве) произошло событие, которое многим известно как «стояние Зои». В середине январе к одному из домов на улице Чкалова стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке.

Из уст в уста пересказывали историю о том, как в доме № 84, где проживала Клавдия Петровна Болонкина с сыном, произошло чрезвычайное происшествие. Собравшаяся отметить «Старый» Новый год молодежь стала танцевать, а работница трубного завода Зоя Карнаухова, не дождавшись своего молодого человека по имени Николай, взяла в руки икону святителя Николая, намереваясь танцевать с ней, но вместо танца — окаменела.

Участники вечеринки, напуганные происшедшим, стали звать на помощь. К дому на улице Чкалова стали собираться люди. Вскоре на месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные.

Наличие слухов, ажиотажа, постов милиции, а затем и конной милиции подтверждает стенограмма 13-й областной конференции КПСС, состоявшейся 20 января 1956 года, где выступил первый секретарь Куйбышевского обкома Михаил Ефремов: «В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем, якобы, чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук двадцать. Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ всё прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять… А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живёт там старуха».

По решению партийной конференции 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данная история была выдумана.

Однако слава о куйбышевских событиях зимы 1956 года разошлась по всей стране. Для каждого верующего человека было очевидно сверхъестественное вмешательство святителя Николая в советскую атеистическую действительность. В мае 2012 года на улице Чкалова рядом с местом «стояния Зои» был открыт памятник Николаю Чудотворцу.

Часовня в городе Самаре на месте «стояния Зои»