Никольские храмы как вехи русской истории

часть вторая

Смена власти по-разному отражалась на строениях Московского Кремля и на прилегающих к нему территориях. А Красная площадь была красной то от кровавых ручьёв, то от кумачовых полотнищ…

Но не всё «устаревшее» успевала полностью ликвидировать новая власть, а переносить торжества с Красной площади – не хотелось (падал статус новой власти!), вот и приходилось прибегать к различного рода маскировке и драпировке.

Явилась новая власть и давай – круши, срезай под корень всё, что свидетельствует о красоте и могуществе предыдущих хозяев жизни. А если уж не крушить, не сносить, не жечь, не взрывать, то, по крайней мере, переносить, перестраивать, переиначивать на свой лад. Или что-то «от себя» добавлять…

Но порой происходят странные, малообъяснимые истории, не вписывающиеся в традиционную линию поведения новых властей. О случае с чудесным спасением Храма Василия Блаженного не слышал только глухой. Помните: И.В. Сталин – Л.М. Кагановичу: «Лазарь, поставь на место!». Имелась в виду фигурка храма Василия Блаженного при рассмотрении макета будущей Красной площади высшим руководством страны. А вот о том, как оказался в вынужденном «затворе» Никола «Московский» и о его чудном освобождении слышали далеко не все…

Из двадцати ныне существующих башен Московского Кремля Никольская при своей высоте 70,4 м уступает лишь Троицкой (80 м) и Спасской (71 м) башням. Не многие знают, что на ней в XVI-XIX веках, как и на Спасской башне, находились куранты. Как и большинство башен Московского Кремля, Никольская «стрельница» была построена в период с 1490 по 1495 гг. при Государе и Великом князе всея Руси Иоанне III Васильевиче, между прочим, также именовавшимся Грозным, как и его внук…

И опять же, как большинство кремлёвских башен, возведена она была под руководством итальянских архитекторов – начало строительству было положено Марко Руффо, известным больше под именем Марк Фрязин, а закончено «главным архитектором кремлёвских башен» — Пьетро Антонио Салари (1445-1493), которого чаще называли Петром Фрязиным. Как объяснить, что оба мастера оказались на Руси «однофамильцами»? Да очень просто: на старорусском итальянец и есть «фряг», «фрязь»…

В начале XIX века знаменитым московским архитектором Осипом Бове (1784-1834), оставшимся в истории нашего Отечества как главный реконструктор послепожарной Москвы, Николинская башня была перестроена в готическом, в небо устремлённом стиле.

Историки датируют кремлёвскую фреску XV-XVI веками, так что её можно считать ровесницей самого Кремля.

И с этой фреской связаны две истории, приуроченные к трагическим моментам нашей истории – захвату и пребыванию в Москве французских войск в 1812 году и их отступлению, а второй – ко времени хозяйничанья в Кремле безбожников без роду и без племени. И без исторической памяти тоже…

Французы не только ознаменовали своё пребывание в Первопрестольной всякого рода безобразиями, грабя и оскверняя столичные храмы и дворцы, но и, отступая, постарались разрушить как можно больше зданий и сооружений, уцелевших в бушевавших московских пожарах. Европейским варварам удалось мощным взрывом наполовину разрушить Никольскую башню, но при этом сам образ Николая Угодника нисколько не пострадал, даже на стекле, его защищавшем, и на лампаде пред ним не появилось ни одной маленькой трещинки!

Известный историк и литератор А.М. Ремизов (1877-1957), восстановив по воспоминаниям очевидцев картину происшедшего, так описал это событие: «… рвануло так, что выбило окна и двери у всех домов в округе. От Арсенала остались одни развалины. И полбашни рухнуло. А вот Никола – с мечом и градом – устоял! Даже стекло на иконе не треснуло. Даже фонарь со свечой продолжал висеть».

 

Бои вокруг и внутри Кремля в октябре 1917 года сильно повредили изображение, хоть сам лик святого оказался незадетым ни пулями, ни осколками снарядов. Как вспоминал народный художник СССР, академик АН СССР Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960), пострадавшую икону решено было отреставрировать, и в результате проведённых работ под свежими наслоениями была обнаружена старая фреска, датируемая концом XV – началом XVI веков.

В канун празднования 1 мая в 1918 году, а это был «первый первомай» в стране победившего социализма, многие здания и строения Красной площади и в округе задрапировали красным кумачом, а что-то просто закрыли фанерными щитами. Но дальше произошло нечто не вписывающееся в материалистическую концепцию мироздания. Во время празднования сильный порыв ветра жгутом свернул драпировку на образе чудотворца Николая, и Святитель с мечом-и-с-градом явился на пролетарские торжества. Погода в тот день выдалась безветренная, тихая. А красная драпировка, закрывавшая образ, неожиданно треснула пополам сверху донизу, и свидетелями тому были тысячи людей. 

Очевидно, что интерес к сему чудотворному образу не пропадал ни среди москвичей, ни гостей столицы, а потому в 30-ые годы было принято решение о консервации образа под оштукатуренной металлической сеткой. До весны 2010 года икона Николая Чудотворца на Никольской башне считалась утраченной. Николай Московский «ушёл» в вынужденный «затвор».

Вызволен из него он был после реставрационных работ, длившихся почти полгода и закончившихся лишь осенью того же 2010 года. Образ оказался замурованным под почти десятисантиметровым панцырем из особо прочного армированного раствора! Реставраторам удалось добраться до первичного изображения Святителя и воссоздать самый ранний образ. Лик Святителя, действительно, все эти годы и века оказывался неповреждённым, однако на его ризах отпечатлелись следы московских пожаров.

 

 

 

Широко и привольно течёт по югу Восточно-Европейской равнины Северский Донец. Самый большой правый приток Дона несёт свои воды по Ростовской и Белгородской областям России и по Харьковской, Донецкой и Луганской областям Украины. По своей протяжённости Северский Донец почти не уступает Рейну… На его правом берегу высятся меловые горы… Но в Истории Отечества они получили название – Святые!

Первые монахи появились здесь уже в конце XIV века, привлекли их, без сомнения, меловые пещеры. Как «Святые горы», это место упоминается в записках дипломата Священной Римской Империи барона Сигизмунда фон Герберштейна (1486-1566) в 1526 году. В 1624 году эта земля на берегу Северского Донца было царской грамотой закреплена за Святогорской Успенской пустынью…

Указом Императрицы Екатерины II в 1787 году монастырь был упразднён, и в 1790-м новым хозяином Святых гор стал Светлейший князь Потёмкин-Таврический. Однако, через 57 лет удивительная русская женщина, достойная вечной памяти потомков, Татьяна Борисовна Потёмкина (ур. кнжяна Голицына, 1797-1869) на свой счёт восстановила все монастырские постройки, подала соответствующее прошение в Святейший синод, и в 1844 году Указом Императора Николая Первого Святогорский монастырь был восстановлен, причём восстановлен по чину и уставу знаменитой Глинской пустыни в Курской епархии. А Татьяне Борисовне многие советские пионеры и дети из стран содружества обязаны тем, что отдыхали в обустроенном ею Крымском поместье Артек!

За время существования обители 14 её насельников были прославлены в лике святых. В 2004 году Святогорский монастырь получил статус Лавры!

Главным украшением монастырского комплекса является одно из православных чудес света – Николинский храм на меловой горе. Построен он в XVII веке в стиле барокко, и весь как бы вырастает из меловой скалы, в которой ранее располагалась ископанная ещё в 1634 году пещерная церковь Успения Божией Матери…

Церковь Святителя Николая на меловых горах в Святогорской лавре. Так она выглядит днём…

А так ночью…

И вновь возвращаемся в Москву.

Старинный русский район – Хамовники. И как уже не раз оказывалось на протяжении всего нашего путешествия – названием своим район этот обязан жителям-ремесленникам – в данном случае – ткачам. Хамьян – сорт дешёвого шёлка, изделия из которого могли себе позволить и не самые важные богатеи!

Деревянный храм Николы Угодника впервые упоминается в 1625 году, а в 1657-ом он называется уже своим «полным» именем – Храм Николая Чудотворца у метрополичьих конюшен!

Храм пострадал во время наполеоновского нашествия, но был полностью восстановлен в 1849 году.

Храм оставался действующим во всё время правления богоборческой власти. И, вероятно, одной из причин этого чуда были непоколебимая ревность и самоотверженность протоиерея Павла Лепёхина (Павел Васильевич, 1880-1860), служившего в этом храме с 1912 года до своей кончины в 1960 году.

Автор должен признаться, что не знает других примеров (по крайней мере, в Москве) столь непростого, и в то же время столь долгого предстоятельства в одном храме одного и того же пастыря…

Под сводами храма в 1848 году был прославлен чудотворный образ Божией Матери «Споручница грешных» — точная копия с иконы, находящейся в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской области.

 

Как уже было сказано чуть выше оригинал прославленной иконы «Споручница грешных» находится в Одрино-Николаевском (Николо-Одринском) монастыре. Но с момента возрождения обители – с марта 1995 года – здесь находится не мужской, а женский монастырь, и относится он к Брянской области.

Возникновение обители связано с явлением в начале XIII века недалеко от села Карачево иконы Святителя Николая трём братьям, жителям города Брянска. Братья принесли обретённую икону в родной город, в котором тут же прекратилась эпидемия моровой язвы, унесшая жизни тысяч горожан. Для чудотворного образа была возведена деревянная церковь, которая, однако, вскоре сгорела, а сама икона вновь оказалась на том же месте, где её впервые увидели братья – на высокой сосне на берегу речки Одрина! И тогда братья приняли решение возвести новую церковь непосредственно на месте явления иконы, что и положило начало будущему монастырю.

В 1352 году по воле инокини расположенного неподалёку Одринского женского монастыря Евпраксии (в миру – Елены, дочери знаменитого Великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича (1296-1377)) монастырю были пожертвованы обширные земли, лично принадлежавшие княжне Елене, и началась долгая и нелёгкая жизнь обители…

Монастырь сильно пострадал в Смутное время. Лишь в 1784 году обители вновь пожертвовали 30 десятин земли («казённая» десятина – примерно 1,1 га) и дарована икона Божией Матери «Утоли моя печали», но понадобилось ещё полсотни лет, чтобы монастырская жизнь достигла своего величие и благолепия. Этот подъём связан с игуменством ученика Преподобного старца Паисия Величковского – старца Серапиона (время управления – 1834-1856). При нём в 1846 году и произошло прославление иконы «Споручница грешных».

В конце XIX – в начале ХХ вв. монастырь стал излюбленным местом паломничества для жителей брянщины и орловщины, процветало монастырское хозяйство, велись активные строительные работы. К моменту закрытия монастыря в нём насчитывалось более 90(!) кирпичных построек, причём кирпичный завод работал в самом монастыре!

Фото храма Николо-Одринского монастыря в начале ХХ века

В 1922 году, после революции, на территории обители располагалась детская колония, а через 2 года монастырь был закрыт. Позднее часть зданий была снесена по решению властей, часть разобрана «на кирпичи» местными жителями, а часть пришла в негодность без должного ремонта и присмотра. Так что до наших дней из почти сотни строений сохранилось только два – игуменский дом и братский (ныне – сестринский) корпус…

В 2004 году в возрождённой обители был освящён новый храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных»… А немногим ранее – 4 января 1998 года на глазах у многих монахинь на старой, почерневшей иконе проявился и просиял образ «основателя» и покровителя монастыря — Святителя Николая…

Продолжаем путешествие по Москве и движемся из Хамовников к Арбату на Воронухину гору. Так называлась часть старой Москвы, ныне располагающаяся между Смоленской улицей и Новым Арбатом. Здесь в XVII веке находился Государев дровяной щепной двор, на котором по «государственным» заказам изготавливались венцы и срубы «царского» качества.

В 1649 году рядом со «столярными цехами» соорудили деревянную церковь во имя Мирликийского архиепископа Чудотворца Николая. После одного из многочисленных московских пожаров на месте сгоревшей церкви возвели новую – каменную. Свой привычный вид церковь приобрела в 1686 году при Патриархе Иоакиме. В народе за ней прочно утвердилось поименование – Храм Николы на Щепах.

Храм, находящийся почти в центре первопрестольной, сильно пострадал во время наполеоновского нашествия и Большого московского пожара 1812 года. А восстанавливался он на народные пожертвования, которых хватило и на сооружение в 1813 году высокой по тем временам колокольни.

После революции храм был осквернён, все элементы церковного сооружения разрушены, а само здание приспособлено под заводские нужды. Во время Второй Мировой войны в располагавшемся здесь цехе изготавливались боеприпасы, а после войны – памятные знаки и медали, и также – спортивные награды и кубки.

В 1983 году здание храма было всё же включено в списки на государственную охрану по городу Москве, а через десять лет возвращено церковной общине. С 1999 года в нём велись обширные реставрационные работы, а в 2001 году на восстановленной колокольне расположились 9 новых колоколов, включая массивный благовестник весом 2,5 тоны… Реставрация и роспись большей части храма были завершены в 2008-2009 гг., однако роспись в некоторых приделах продолжается и поныне.

С 2002 года над Арбатом вновь сияют 5 позолоченных крестов на куполах восстановленной церкви и один – на шпиле колокольни, которая – увы! – сегодня уже не кажется столь высокой… Но сама звонница Храма Николы на Щепах по праву считается одной из лучших в Москве…

Подавляющее большинство московских каменных храмов начинались как деревянные постройки, и лишь спустя годы, а, иногда, и века, нередко после безжалостных пожаров, они возводились уже из камня.

Подобная же судьба выпала и храму Святителя Николая в Заяицком (до 1954 года маленькая улочка в центре Москвы, ныне именующаяся как 2-ой Раушский переулок, называлась Николо-Заяицкий переулок).

Первое упоминание о храме относится к 1518 году, ко временам царствования Василия III Ивановича (1479-1533, период правления с 1505 по 1533 гг.), сына Ивана III и отца Ивана IV Грозного.

В те годы шла долгая десятилетняя (с 1512 по 1522 гг.) война объединённого Русского Государства с Великим княжеством литовским.

В 1652 году на месте деревянного вырос каменный храм, но уже к середине следующего столетия здание сильно обветшало, и потребовалась его значительная реконструкция. А как известно из евангельской притчи, не вливают новое вино в старые мехи – недостроенное сооружение рухнуло, и лишь в 1751 году начались работы по постройке совершенно нового здания.

К 1754 году строительство в основном закончилось, и осенью того же года был освящён правый придел во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В 1755 году левый придел освятили в честь Преподобного Сергия Радонежского, а по окончании всех отделочных работ в 1799 году был освящён и Главный – Преображенский – придел. Но за храмом закрепилось его начальное поименование – храм Святителя Николая в Заяицком…

Во время московского пожара 1812 года само здание не пострадало, но церковная утварь была почти полностью разграблена «цивилизованными» завоевателями. И вся новая церковная утварь восстанавливалась на средства самих прихожан.

В советское время судьба храма сложилась традиционно – в 1932 году он был закрыт, а здание передано в управление Мосэнерго. Новые хозяева устроили в храме трансформаторный цех и поместили электроремонтную службу. «Для порядка» в 1939 году демонтировали купола и верхний ярус колокольни. Но, Слава Богу, основное строение уцелело, несмотря на имевшийся проект его полного сноса.

В 1996 году храм был возвращён верующим, и возобновлена приходская жизнь…

На юго-востоке Чудско-Псковского озёрного комплекса, являющегося четвёртым по величине озером Европы, находится озеро Псковское. Через озеро Тёплое оно соединяется с исторически прославленным Чудским озером. Имя Чудскому озеру по одной из версий дали древние эсты, на Руси называемые «чудь», а по другой, выдвинутой современными исследователями «русского готицизма», «чудью» называли одну из ветвей готских колонизаторов, вышедших из древней Скандзы – Скандинавии…

Но такое название озеро заслуживает носить и в честь «чуда», которое произошло в его акватории в 1242 году. Именно здесь состоялось знаменитое «Ледовое побоище», в котором войско новгородского князя (а впоследствии и великого князя киевского) Александра Невского наголову разбили войска Ливонского Ордена. (Ливония – территория современных Латвии и Эстонии, а сам Орден являлся как бы отделением могучего Тевтонского Ордена).

Строительство деревянного храма относится к концу XVI века. А каменный – из известковой псковской плиты – был построен в 1792 году.

В 1939 году храм был осквернён и разорён, иконы и церковная утварь расхищены, убранство – полностью уничтожено. Однако, в отличие от подавляющего большинства пострадавших в конце 30-х годов храмов, которые открыли уже в перестроечное время, храм Святителя Николая был возвращён верующим вскоре после войны, и в нём с 1947 года возобновились богослужения.

В 1958 году настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Гурьянов, имевший за плечами к тому времени и ленинградские «Кресты», и лагерь в Коми АССР, и церковную служение на оккупированных территориях. И 15-летнее настоятельство в церкви села Гегобросты Паневежиского благочиния Виленско-Литовской епархии, в храме – случайность ли? – также во имя Святителя Николая.

Ещё в советское время за о. Николаем утвердилась слава прозорливца и великого молитвенника, и на о. Залита к нему съезжались тысячи людей в год, нуждавшихся в его советах и молитвенной поддержке.

Могила старца, находящаяся здесь же, на острове, стала местом активного паломничества верующих.

О последних годах жизни девяностолетнего старца ходят противоречивые слухи, но их разбор не входит в задачу настоящего очерка. Как, впрочем, и вопрос о прославлении праведного Николая Псковоезерского. Но мы были не в праве в нашем путешествии обойти вниманием небольшой николинский храм на острове Талабск…

 

Храм Святого Николая Чудотворца на острове Залита

По нашим данным Храм во имя Святителя Николая в селе Гегобросты, построенный для русских колонистов в Литве в 1889 году, существует и поныне…

 

Великорецкий крестный ход… Это не просто «ход» — это целое явление православной жизни, и не только Вятского края, но и всей России. Один из древнейших, один из самых массовых.

В 1383 году на берегу реки Великой, что является притоком Вятки, и по Каме, а далее по Волге, несёт свои воды с северо-востока Руси до Каспийского моря-озера, была обретена икона Николая Чудотворца «с житием» святого. Вскоре после обретения она ознаменовалась рядом исцелений, и к ней начались паломничества. Позднее её перенесли в столицу вятичей – город Хлынов, а на месте обретения возвели деревянную часовню. 

По указу Государя Ивана Грозного в 1555 году чудотворная икона крестным ходом через недавно завоёванную Казань, Нижний Новгород и Коломну была доставлена для поклонения в Успенский собор Кремля. Этой иконой было освящено начало строительства знаменитого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровского храма, что на Рву), известного в Истории как Собор Василия Блаженного. Обратный путь иконы в Хлынов крестным ходом прошёл по северу Руси – через Вологду.

В 1935 году вятский кафедральный собор был разрушен, чудотворная икона утрачена, и на проведение крестных ходов наложен сперва неофициальный, а с 1959 года, во время пресловутой «хрущёвской оттепели», и официальный запрет. Однако паломничество малых групп верующих на реку Великую не прекращалось никогда! Красный молох оказался бессилен против всенародной любви русских к Угоднику Божию.

Волей провидения сохранилось и несколько древних копий с Великорецкой иконы Николая Чудотворца.

Великорецкая икона Николая Чудотворца

Закрытие монастырей, прежде всего из-за их нежизнеспособности, снос храмов в связи с их обветшанием или с градостроительными нуждами, началось, разумеется, задолго до установления богоборческой власти. И очевидно, что в дореволюционное время монастырские насельники переводились в другие обители, все святыни сберегались, церковная утварь передавалась в новые приходы, а паства никогда не оставалась без окормления…

В 1817 году была разрушена с целью освободить Ивановскую площадь Московского Кремля под плац-парады Церковь Николы Гостунского, или Николы «Мокрого». (Кирпичи, правда, были использованы в дальнейшем для строительства Церкви Святой Екатерины в Московском женском Вознесенском монастыре, основанном ещё в 1386 году великой княгиней Евдокией, женой Великого князя Димитрия Донского).

Храм Николы Гостунского был построен и впервые упомянут в конце XV века. Каменное здание возведено в 1506 году всего за 9 недель! В него по Указу Великого князя Василия III (1479-1533, время правления 1505-1533 гг.) из Николинского храма села Никола-Гостунь Белёвского уезда Тверской области была перенесена широко почитаемая икона Николы «Мокрого». Её канон восходит к XI веку, и сама икона считается одной из первых чудотворных икон на Руси. Связана она с «Чудом о киевском отрочати», спасённом из Днепра самим Святым Угодником Божиим.

Первоначально церковь называлась «Никола Льняной», так как рядом с ней компактно селились московские купцы, связанные с текстильной («льняной») торговлей. Не исключено, что здесь же временно селились и приезжие торговцы, «гости», что и дало название самому месту и церкви – «гостунский» то же, что и «гостевой», «гостиный»…

Богато расписан и украшен храм был уже при Иване Грозном и митрополите всея Руси Макарии (1482-1563, митрополит с 1542 года), им же он и был освящён…

Известный историк Москвы И.Е. Забелин (1820-1909) очень сокрушался по поводу сноса Николинского кремлёвского храма, однако, нельзя не признать, что для Армии, победительницы наполеоновской орды, проведение военных смотров – мероприятие тоже не маловажное…

Церковь Николы Гостунского в Московском Кремле. Рис. начала XIX в.

Лишь фрагменты богатого декора сохранились от Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест», в народе чаще именовавшейся просто «Никола Большой Крест». Храм был построен в т.н. «строгановском стиле» («строгановское барокко»), характеризующимся пятиглавым силуэтом с лепными или каменными украшениями. По заказу тех же боголюбивых купцов был изготовлен и двухметровый («Большой»!) деревянный крест, находившийся внутри храма. В этом кресте были заложены 156(!) мощевиков с частицами мощей разных святых, а по центру находились мощи самого Мирликийского Чудотворца.

В 1928 году храм отреставрировали и, казалось бы, его «архитектурная судьба» сложится благополучно. Однако, после появления т.н. Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от июля 1927 г., в которой провозглашалась полная лояльность РПЦ к безбожной советской власти, приход храма отказался поминать митрополита за богослужениями, и вскоре оказался в центре движения «непоминающих», причём не только в Москве.

Посему не удивительно, что в 1931 году храм был закрыт, в следующем году многие миряне и их пастырь, продолжавшие подпольное существование, были арестованы и осуждены, а в 1934 году и храм, и колокольня были уничтожены.

Храм Никола Большой крест на Ильинке. Ведута Ф.Я. Алексеева

Сегодня на месте одной из достопримечательностей первопрестольной красуется пустырь с частью сохранившегося фундамента. Но именно это и дало основание Министерству культуры РФ рассмотреть проект восстановления храма, наряду с ещё четырьмя проектами, в которых учитывалось прежде всего то обстоятельство, что на месте разрушенных зданий до сих пор ничего не возведено.

Мы упоминали уже московскую Никольскую улицу, скажем же теперь и о том, что названием своим она обязана Николаево-греческому монастырю, одному из старейших монастырей столицы.

В 1737 году главный собор обители – храм «Никола Большие Главы» — был значительно перестроен и богато украшен на средства молдавских князей Кантимиров, с тех пор собор стал их семейной усыпальницей. Здесь же был похоронен знаменитый поэт и дипломат князь Антиох Кантемир (1708-1744), с произведений которого начинаются практически все антологии русской поэзии.

В 1923 году монастырь был закрыт, и целых 12 лет в нём царили тишина и запустение. В 1935 году главный собор обители разрушили, все захоронения полностью уничтожены и вместе со строительным мусором вывезены на свалку. На месте храма возвели массивное здание Наркомата тяжёлой промышленности СССР, которое в то время возглавлял Г.К. Орджоникидзе.

В 2007 году возникли планы по возрождению древней обители, но до разработки соответствующего проекта дело так и не дошло…

Храм Никола Большой крест на Ильинке. Ведута Ф.Я. Алексеева

Морской собор в Кронштадте… Не многие знают, что это – последний морской собор, построенный и освещённый в Российской империи, причём возводили его при особом внимании Государя Императора Николая Второго. Во-вторых, кронштадтский собор – самый большой морской собор в стране, и наконец, его полное название – Морской ставропигиальный собор Святителя Николая Чудотворца. (Читатели помнят, что статус «ставропигия» означает непосредственное подчинение патриарху.)

 Перед началом строительства отцом Иоанном Кронштадтским в присутствии многих тысяч горожан и паломников был отслужен молебен, в котором участвовал вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904). С.О. Макаров известен не только как герой русско-японской войны, но и как кораблестроитель, автор теории непотопляемости, разработчик семафорной азбуки, полярный исследователь, положивший начало широкому использованию ледоколов в высоких широтах…

Закладка собора состоялась в мае 1903 года, а его освящение в июне 1913-го, в обеих мероприятиях принимала участие Августейшая чета и многие члены Императорской Фамилии. Службу при освящении отслужил протопресвитер военного и морского духовенства о. Георгий (Георгий Иванович Шавельский, 1871-1951).

Спустя 13 лет, в 1929 году, храм был закрыт, в следующем году с него сбили крест и колокола, а позднее переоборудовали под кинотеатр имени Максима Горького. Памятные доски с именами моряков, погибших при защите Отечества, использовали в дальнейшем как обычный строительный материал… То есть, речь идёт не просто об Иванах, не помнящих родства, а о врагах памяти народной! А народ без памяти – мёртв для будущего…

Однако, в годы Великой Отечественной войны храм вновь как бы обрёл свой военно-морской статус – в нём разместили наблюдательный и корректировочный пункт корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Но после войны в храме устроили концертный зал на 1250 мест.

В наступившем веке храм был капитально отреставрирован, и в мае 2013 года вновь освящён Патриархом Московским Кириллом и Иерусалимским Патриархом Феофилом III.

И сегодня Николаевский собор в Кронштадте является главным морским храмом России и относится к военному благочинию.

Внутреннее пространство Николаевского морского собора в Кронштадте

А теперь вновь вернёмся в город Святого Петра, на Никольскую площадь, к уже упомянутому нами Морскому собору.

Его полное название – Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления – по освящённым – нижней, в честь покровителя мореходов архиепископа Мир Ликийских, и верхней – во имя Богоявления, церквам.

По повелению Императрицы Екатерины II с июня 1762 года храм стал именоваться Собором, и в нём отмечались российские виктории в морских баталиях. Главная святыня храма – греческая XVII века икона Святителя Николая с частицами мощей Угодника Божия.

Николаевский морской собор в Санкт-Петербурге

В 1908 году в сквере перед храмом установили обелиск в память погибшего в Цусимском сражении в мае 1905 года экипажа броненосца «Император Александр III».

Собор являлся полковым храмом Гвардейского экипажа, известного тем, что принимал участие в декабрьском вооружённом восстании 1825 года, и тем, что последним его командиром с марта 1915-го по март 1917 года был Свиты Его Императорского Величества контр-адмирал Великий князь Кирилл Владимирович (1876-1838), тот самый, который в 1924 году, находясь в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании Кириллом Первым…

После революции храм не закрывался, и до 1999 года являлся кафедральным собором Ленинградской епархии, а также служил местом проживания ленинградских митрополитов – будущего патриарха (с 1945 г.) Алексия (Симанского, 1877-1970) и Григория (Чукова, 1870-1955).

Внутренне пространство Николаевского морского собора в Санкт-Петербурге

Вспомнить следует и о том, что именно в этом храме 10 марта 1966 года отпевали Анну Андреевну Ахматову…

Ныне в храме установлены мемориальные доски экипажам атомных подводных лодок – «Комсомолец» (затонула при пожаре 07.04.89 г.) и «Курск» (затонула в результате взрыва в торпедном отсеке (?) 12.08.2000 г.), а также других подводных лодок. В соответствующие дни памяти совершаются панихиды по погибшим морякам.