ХРАМЫ ОБИТЕЛИ
Главный храм обители – это церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мир Ликийских. Престольный праздник храма отмечается 6 (19) декабря. Воссоздание храма было начато в селе Богатое по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (ныне митрополита Самарского и Новокуйбышевского, Главы Самарской Митрополии). Храм был освящен 30 января 2005 года.
Божественная Литургия в храме совершается ежедневно. В храме находится Знаменская икона Святителя Николая, у которой ежедневно братией обители совершается молебен с пением акафиста святому угоднику Божию.
Храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому и Собора Радонежских святых расположен под колокольней обители. Престольные праздники отмечаются 24 августа (6 сентября) – воспоминание Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому и 5 (19) июля – Собор Радонежских святых. Храм был освящен Епископом Кинельским и Безенчукским Софронием 4 сентября 2020 года.
В храме братией обители совершается чтение Псалтири.
Читать о Сергие Радонежском
Хорошо известно, что одним из самых значительных святых эпохи «расцвета русской святости» в XIV-XV вв. является преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1392), пользующийся особо горячим почитанием на Руси-России и приобретший знаменательное наименование «игумен земли Русской». Не оставив после себя ни единой строчки духовных поучений, преподобный всей своей подвижнической жизнью явил полноту жизни в Боге, учения Церкви об истинном житии.
Житие Преподобного повествует о том, что однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.
Оно стало настолько многозначным, что отмечается как общецерковный праздник 24 августа / 6 сентября, его образ помещен у раки преподобного, а сам святой становится первым иноком на Руси, удостоенным явления Божией Матери.
Читать о Соборе Радонежских святых
6/19 июля Русская Православная Церковь празднует Собор Радонежских святых – праздник, установленный в память святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители.
История установления соборного празднования святых Радонежской земли восходит к середине XVII века, когда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского. Приблизительно к тому же времени относится написание первой иконы Собора Радонежских святых.
11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. В том же году 10 июля по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В 1981 году было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.
В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:
Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец (+ 1392; память 5 июля, 25 сентября)
Сродники преподобного Сергия
Прпп. Кирилл и Мария, родители (+ 1337; память 18 января, 28 сентября)
Прп. Стефан, брат (XIV—XV вв.; память 14 июля)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник (+ 1394; память 28 ноября)
Ученики преподобного Сергия
Прп. Авраамий Галичский, Чухломский (+ 1375; память 20 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский (+ 1379; память 25 апреля)
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет (+ 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября)
Прп. Леонтий Стромынский (+ ок. 1380; память 20 июля)
Прп. Илия келарь (+ 1384, память 29 мая)
Прп. Михей (+ 1385, память 6 мая)
Прп. Исаакий Молчальник (+ 1388; память 30 мая)
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие (+ ок. 1388; память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября)
Прп. Василий Сухий (+ до 1392; память 1 января)
Прп. Митрофан-игумен, старец (+ до 1392; память 4 июня)
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский (+ до 1392; память 10 мая)
Прп. Мефодий Пешношский (+ 1392; память 4 июня, 14 июня)
Прп. Роман Киржачский (+ 1392; память 29 июля)
Прп. Савва Стромынский (+ 1392; память 20 июля)
Прп. Игнатий (+ после 1392; память 20 декабря)
Прп. Макарий (+ после 1392; память 19 января)
Прп. Симон екклисиарх (+ после 1392; память 10 мая)
Прп. Андроник Московский (+ ок. 1395—1404; память 13 июня)
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня)
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня)
Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября)
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля)
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября)
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря)
Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября)
Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля)
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV—XV вв.; 25 января)
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV—XV вв.; память 27 мая)
Прпп. Афанасий Старший (+ после 1401) и Афанасий Младший (+ 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября)
Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский (+ 1406; память 19 января, 3 декабря)
Прп. Савва Московский (+ ок. 1410; память 13 июня)
Прп. Никифор Боровский (+ до 1414; память 9 февраля)
Прп. Епифаний Премудрый (+ ок. 1418—1422; память 12 мая)
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский (+ 1421; память 7 октября)
Прп. Никита Боровский (+ после 1421; память 1 мая)
Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский (+ 1426; память 4 июля)
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский (+ 1426; память 13 июня)
Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец (+ 1426, память 17 ноября)
Прп. Александр Московский (+ после 1427; память 13 июня)
Прп. Павел Комельский, Обнорский (+ 1429; память 10 января)
Прп. Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11 апреля, 5 мая)
Собеседники преподобного Сергия
Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1385; память 26 июня, 15 октября)
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (+ 1389; память 19 мая)
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские (+ 1392; память 15 июня)
Прп. Димитрий Прилуцкий (+ 1392; память 11 февраля, 3 июня)
Свт. Стефан, еп. Великопермский (+ 1396; память 26 апреля)
Свт. Михаил, еп. Смоленский (+ 1402; память 28 ноября)
Прп. Евфимий Суздальский (+ 1404; память 1 апреля, 4 июля)
Прп. Стефан Махрищский (+ 1406; память 14 июля)
Прп. Евфросиния Московская, в миру вел. кн. Евдокия (+ 1407; память 6 июля)
Прпп. Феодор (+ 1409) и Павел (+ после 1409) Ростовские (память 22 октября)
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий (+ 1426; память 27 мая, 27 декабря)
Прп. Кирилл Белозерский (+ 1427; память 9 июня)
Святые иноки Троице-Сергиевой обители
Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский (+ 1481; память 23 марта)
Прп. Мартиниан Белозерский (+ 1483; память 12 января, 7 октября)
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский (+ 1516; память 16 марта)
Прп. Арсений Комельский (+ 1550; память 24 августа)
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси (+ 1555; память 27 июля)
Прп. Максим Грек (+ 1556; память 21 января, 21 июня)
Сщмч. Иоасаф Боровский (+ 1610; память 12 января)
Прп. Иринарх пономарь (+ 1621; память 12 января, 28 ноября)
Прп. Дорофей книгохранитель (+ 1622; память 5 июня)
Прп. Дионисий Радонежский (+ 1633; память 12 мая)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
Прп. Антоний (Медведев), архим. (+ 1877; память 12 мая, 3 октября)
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский (+ 1879; память 31 марта, 23 сентября)
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906; память 17 февраля)
Храм в честь Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста находится на третьем этаже трапезного корпуса. Престольный праздник храма отмечается на день Трех Святителей – 30 января (12 февраля), а также 2 января (15) – в день памяти Святителя Василия Великого.
В настоящее время завершается внутренняя отделка храма.
Читать о Соборе вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста празднуется Церковь 12 февраля по новому стилю. Вселенские означает имеющие значение как учителя для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще.
Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом. Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения.
То общее, что их объединяло – это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии.
Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского и Амфилохия Иконийского) называют Великими каппадокийцами (из-за того, что они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками, сейчас Каппадокия принадлежит Турции). Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит изложении на языке античной философии учения о Святой Троице.