Знаменский образ
Явления на русской земле чудотворных икон Святителя Николая широко известны. Это Дворищенский, Можайский, Великорецкий, Угрешский, Зарайский, Николо-Березовский, Промзинский образы святого. В середине XIX века такой образ был явлен и на Самарской земле.
История явленного Знаменского образа Святителя Николая Чудотворца связана со старейшим селом Богатовского района – Знаменкой. По престолу местного храма – Церкви в честь иконы Божией Матери «Знáмение» – явленный образ и получил свое название.
Село Знаменка (первоначально оно называлось Обуховка, Большое Обухово) было основано в начале 1749 году директором Оренбургской таможни надворным советником Петром Степановичем Обуховым, который выкупил у государства земли на берегу реки Кутулук. В 1770 году на средства Обухова здесь была построена Церковь в честь образа Божией Матери «Знамение».
Рассказывает уроженка села Знаменки Серафима Ивановна Попечителева (†2004):
— Я родилась в Знаменке в 1922 году. Здесь прошло мое детство. Вся моя семья, все мои предки жили в Знаменке. Историю иконы Святителя Николая я знаю с детства. Её, как предание, хранили в моей семье. Свидетелем обретения иконы был мой дедушка Андрей Дмитриевич Попечителев, который в то время был сторожем Знаменкой церкви. Моя мама тоже была верующая, пела на клиросе, даже «выходила с Апостолом».
Где-то в 1870 году, точнее, наверное, сейчас уже никто не скажет, на окраине села Знаменка в Никольском источнике, как он теперь называется, была найдена икона Святителя Николая.
Здесь в дубовой роще (эти дубы и сейчас растут), в овраге из под земли бил родник. Сюда ходили за водой пастухи, которые рядом пасли скот. Икона была найдена пастухом плавающей в роднике. Икону перенесли в дом, однако наутро она снова оказалась в роднике. Попробовали снова – тоже самое. Тогда уже позвали батюшку из Знаменской церкви, который торжественно перенес образ в храм. Мой дедушка участвовал в перенесении иконы.
На роднике построили дубовую часовню. Я ее хорошо запомнила, в детстве мы часто сюда бегали: помолиться, помыть полы. Каждый год весной в Знаменку шли люди со всех сторон – на источник и поклониться иконе.
Явленный образ Святителя Николая – небольшая деревянная резная икона высотой 147, длинной 112 миллиметров. Иконография: Никола Можайский. Святитель Николай изображен с мечом и церковью в руках, в фелони и омофоре без митры (без митры Святителя Николая изображали до царствования Петра I). Справа от святого изображен Спаситель с Евангелием, слева Богоматерь с омофором. На обороте иконы тонкой резьбой выведена молитва Св. Кресту и тропарь Перенесению мощей Святителя Николая.
К месту обретения иконы началось паломничество. В начале XX века на Николу Вешнего к роднику съезжались молиться из соседних поволжских губерний.
Все изменилось после утверждения в Поволжье советской власти. В 1931 году деревянная часовня была разрушена. Знаменский храм закрыли. Людей, приходящих на источник, разгоняла конная милиция. Сам источник не раз заваливали мусором.
Рассказывает Антонина Петровна Васильева, уроженка села Знаменка:
— Я родилась в Знаменке в 1947 году. Конечно, к этому времени уже не было ни храма, ни часовни. Храм сгорел, от него остался только фундамент, который каждый год в паводок заливало Кутулукским водохранилищем.
Про икону знали, наверное, все знаменские, но особо не разговаривали об этом. Время было такое. На источник люди ходили. Да, много людей, особенно в праздники. Сейчас закрываю глаза и вспоминаю, как мы детьми бегали на источник. По праздникам там стояла в оцеплении милиция. Но детей пропускали. Слышу звон бидончиков. Бабушки уговаривали: «Сынок, налей водички!». И многие наливали.
В 1941 году, когда большую часть села затопили водами Кутулукского водохранилища, Знаменская церковь погибла от пожара. Но Промыслом Божиим чтимая икона Святителя Николая уцелела. Её спасли верующие, тайно передавая из дома в дом. Икона хранилась в благочестивых семьях в Знаменке и окрестных селах.
Рассказывает Параскева Антоновна Иванова, старейшая прихожанка храма Михаила Архангела села Малая Малышевка:
— Это было в 50-х годах. У меня на пятках появились наросты. Ходить я совсем не могла. Лечение не помогало. Мать Пелагея (Баклыкова), монахиня Шихобаловского монастыря (она была родом из села Беловки), посоветовала сходить помолиться на источник к Святителю Николаю. На Николу Вешнего молоковоз довез нас до станции Грачевка, с Богатого до Беловки на попутной машине. А до родника на телеге нас довезли. На источнике народу было много, певчие пели все Пасхальное. Тогда часовни не было, а воду брали из колодца. Какой-то мужчина, было видно, что это не священник, попытался «освятить» воду. Вода сразу прекратила течь. Возмутился весь народ. Вдруг откуда-то появился маленький подпоясанный седой старичок. Подходит к колодцу и говорит: «Не волнуйтесь. Я сейчас ковшиком всем воды наберу.». Подойти поближе и посмотреть, что он делал возможности не было, но вода сразу пошла чистая. Мы подошли и набрали трехлитровый бидончик. Ушли в поле, я умылась этой водой, омыла ноги. Вернулись снова на родник и набрали еще воды. Домой в Малую Малышевку я вернулась на своих ногах. Все болезни сразу прошли.
В тот же день приехали на источник две машины военных, все взволнованно зашептались: «Приехали разгонять». А на самом деле – у командира жена была больна и ее на руках принесли к роднику. Она тоже исцелилась. На верх от источника сама поднималась. А в толпе только и было слышно: «Исцелилась. Исцелилась».
Преследования паломников прекратились после 1985 года. Тогда на источнике восстановили сруб, поставили колодезный домик, скамейку и столик. Постановлением № 481 Куйбышевского областного Совета народных депутатов Никольский родник в декабре 1989 года был отнесён к памятникам, имеющим «научное, эстетическое и важнейшее экологическое значение».
Рассказывает Серафима Ивановна Попечителева:
— Икона Святителя Николая хранилась в храме. Когда храм закрыли, её стали прятать по домам. Была она и в нашем доме. Потом, когда село затопили, мы переехали в Богатое. Икона хранилась у Фёдоровых. Анну Александровну Федорову, у которой икона хранилась до последнего, я хорошо знала. Она вместе с моей мамой пела на клиросе.
В 1998 году в Богатое открылась церковь, батюшка стал искать икону, спрашивать: кто что знает, кто из Знаменки? Я сказала: я из Знаменки. И все ему рассказала. Стали искать Аню Федорову. Оказывается, она уехала в Самару, к дочери. Нашли адрес. Батюшка меня взял с собой, поехали туда. Она жила на Ташкентской. Первый раз приехали – никто не открывает. Поехали второй раз – Мария была дома. Рассказала нам, что мама умерла в 1996 году, показала нам икону, а потом отдала ее мне. А я ее сразу же передала батюшке, в Никольский храм.
Рассказывает Игумен Николай (Пашков), настоятель Никольского мужского монастыря села Богатое:
– Летом 1998 года я приехал в Богатое. Познакомился с «десяткой» (инициативной группой для регистрации Прихода). Администрация выделила старинное здание районной библиотеки. Начали служить. Первая литургия была в воскресение, 8 ноября, в день памяти Великомученика Димитрия Солунского.
Открытый храм тогда был один на весь район (в селе Виловатое сохранился старинный храм, но его только начали приводить в порядок, постоянного священника не было).
Сразу возник замысел обустроить Никольский источник, построить красивую часовню. Историю про икону я знал от старых священников Покровского собора. И Господь сподобил стать участником обретения этой святыни! Стал расспрашивать людей, может быть кто-то что-то помнит, какой была дореволюционная часовня? И одна из наших прихожанок – Серафима Ивановна Попечителева – подробно мне обо всем этом рассказала. Стали искать икону Святителя Николая. Серафима Ивановна хорошо ее помнила, какое-то время она хранилась у них в семье. В Беловке рассказали про последнюю хранительницу иконы Анну Федорову. Оказалось, она уехала в Самару к дочери и там умерла. Нашли адрес, поехали с Серафимой Ивановной туда. Не сразу удачно. Только со второй попытки удалось встретиться с дочерью Анны Александровны Федоровой – Марией Александровной. Она узнала Серафиму Ивановну. Рассказали ей, что в Богатое открыт Никольский храм, что будем возрождать часовню на источнике.
Это сейчас храмов много, и мы к этому привыкли, а тогда это была такая радость, что возрождается церковь!
И Мария Александровна решила отдать икону в наш храм. Написала мне записку о поминовении своих родственников. Примерно через полгода Мария Александровна с родственниками приезжала в наш храм поклониться образу.
Так Знаменский образ оказался в Никольском храме Богатое (ныне – Никольский мужской монастырь села Богатое).
Рассказывает иеромонах Феогност (Ильницкий), благочинный Никольского мужского монастыря села Богатое:
– Мне в 1999 году было 12 лет. Господь сподобил стать свидетелем обретения Знаменской иконы святителя Николая. Помню, как в воскресение вечером батюшка и Серафима Ивановна Попечителева поехали за иконой в Самару. Сначала встреча с хранительницей иконы не состоялась, ее не застали дома. Потом поехали второй раз и привезли из Самары образ. Он был в деревянном киоте, покрашенном голубой краской, с тремя вырезанными куполами.
Икона во время службы стояла на Престоле в алтаре, а после ее убирали в сейф.
В первый же год после открытия храма на праздник Святителя Николая и на Крещение мы поехали на источник. Служили молебен, освящали воду. Тогда он был устроен как простой деревенский колодец, тоже покрашенный голубой краской.
К сожалению, многих людей, которые тогда с нами молились, трудились, помогали в храме и на источнике, уже нет. Но мы знаем, что Господь благословил их труды, потому что очень быстро нашлись благотворители и вместе с отцом Николаем привели святое место в порядок. Сегодня люди, которые приходили молиться на это место в 90-е годы, не узнали бы источник.
Рассказывает Кузнецова Таисия Григорьевна, внучка хранительницы иконы Анны Александровны Фёдоровой:
— Икона раньше находилась в селе Знаменка у моей бабушки, а затем в селе Беловка, и много людей приходила в наш дом для того, чтоб поклониться ей. Я в то время была еще маленькая, и не понимала, почему так много чужих людей заходят к нам в дом и прикладываются к иконе Святителя Николая Чудотворца (бабушка объясняла всем внукам, чтобы мы не шумели и приветливо всех встречали). Мой дедушка – Федоров Александр Иванович – всегда ухаживал за святым родником, очищая его от прошлогодней листвы (навеса над родником тогда не было), поправлял и полностью менял сруб колодца. Вода на источнике была кристально чистая и холодная в любую жару. Когда-то бабушка пела на клиросе в церкви села Знаменка. По праздникам ездила в храм в село Кинель-Черкассы. В 1980 году бабушка с дедушкой переехали в село Беловка. Дедушку умер в 1983 году, его похоронили на кладбище в селе Знаменка. Последние два-три года жизни бабушка уезжала на зиму жить в Самару к сыну и дочерям. Умерла она в 1996 году, ей было почти 90 лет.
Икона Святителя Николая стала храниться у моей мамы – Федоровой Марии Александровне. В 1998 году к ней приехал батюшка из села Богатое и попросил передать икону в храм села Богатое, на что мама дала свое согласие, потому что хотела, чтобы икона была ближе к тому месту, где она явилась – роднику села Знаменка.
Через какое-то время мы приехали с мамой в село Богатое в храм, чтобы поклониться иконе. Убедиться, что икона в храме. Объяснили, кто мы, откуда. Прихожане позвали батюшку, а он вынес нам икону.
Инициативу игумена Николая обустроить источник горячо поддержал глава Богатовского района Николай Домке. Зимой на источник стали чистить дорогу, были выделены средства на благоустройство. Предпринимателем Сергеем Дудиным (ООО «НПО СИМС») была построена первая срубовая надкладезная часовня.
К сожалению, в 2004 году часовня сгорела. Тогда по просьбе Николая Домке новую, теперь уже каменную, часовню построил руководитель ООО «РОСБИ» Николай Сомов. Тогда же на источнике обустроили купальню, спуск к источнику оборудовали ступенями и перилами.
Ежедневно здесь бывает много паломников. Приезжают из Тулы, Тамбова, Твери, Рязани, Челябинска, Саратова, Ульяновска, Воронежа, Мордовии, Оренбурга. Проехать сюда можно на легковом транспорте только в сухую погоду. Зимой накануне 19 декабря и 19 января дорога расчищается от снежных заносов.
Сегодня Никольский источник – одно из самых известных и почитаемых святых мест нашего края. Икона Святителя Николая, явленная в Знаменке это великая святыня Самарской земли. Она хранится в Никольском монастыре села Богатое. Каждый день перед Божественной литургией у образа совершается молебен с акафистом святителю и чудотворцу Николаю, вечером после монашеского правила братия монастыря совершает славление Ангелу обители.
На средства благотворителя Владимира Токарева икона была украшена прекрасным окладом, изготовленным мастерами из Ростова Великого. Клейма оклад повествует о чудесах святителя Николая, сотворенных им при жизни и после успения.
По молитвам у Знаменского образа святителя Николая разрешаются тяжелые, казавшиеся безысходными жизненные ситуации, исцеляются болезни, преодолеваются житейские невзгоды. Паломники, посещающие Никольский монастырь и источник в селе Знаменка, также свидетельствуют о многочисленных исцелениях от душевных и телесных недугов.