ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА ОБИТЕЛИ

Село Богатое основано в середине XVIII века на Большой Московской дороге, соединявшей Оренбург через Самару с центром страны, на пути между Красносамарской и Борской крепостями.

В 1751 году на месте постоялого двора была основана слобода Богатый Умёт. Считается, что первыми поселенцами слободы были крестьяне-переселенцы из Нижегородского, Арзамасского и других уездов. В Богатом Умёте находилась почтовая станция. В период с 1767 по 1772 год эти земли купил дворянин Павел Степанович Обухов, основав селение Павловку, сохранившее и прежнее название места — Богатый Умёт, или просто Богатое.

В начале XIX века Павловка принадлежала статскому советнику Н.В. Обухову и оставалась сравнительно небольшой деревней с 46 дворами. В течение XIX века поселение росло, так что к 1897 году в нем жили более двух тысяч человек.

Строительство Никольского храма началось в 1843 году на средства Бориса Петровича Обухова, будущего самарского губернатора, позднее сенатора. Завершали стройку уже сами прихожане на собственные пожертвования. Храм освящен Епископом Самарским и Ставропольским Гурием в 1893 году. Освященная церковь была белой с зелеными шатровыми куполами. Престола в храме было два: первый – Никольский, второй – в честь великомученика Димитрия Солунского.

Богатовскому краеведу М.С. Утенкову удалось разыскать описание дореволюционного Никольского храма. Оно сохранилось в книге Родиона Березова, уроженца села Виловатое Богатовского района:

Во все времена утешением в скорбях была церковь. В большие праздники и в воскресные дни сельские церкви были переполнены. Теперь в селах не осталось церквей. Они разрушены: разобраны по кирпичику, растащены по бревнышку. Многие городские храмы приспособлены под склады, гаражи, мастерские. Но для крестьян не оставлено даже видимости.

От Бузулука до Самары 175 километров. На этом расстоянии хоть бы одна маленькая церковка! Дольше всех держалась церковь в Павловке: прихожане не давали ее закрывать, защищали батюшку от наветов, выплачивали за него непосильный налог. Тогда областные власти приказали взорвать церковь динамитом. И весной 1934 года, накануне Вознесения Господня, единственная церковь в радиусе 200 км была уничтожена.

Без церкви, без церковного звона, без золоченых куполов и крестов, без церковного пения и праздник не праздник. Как отметить Рождество, Пасху, Троицу?

В селе был и второй храм. Деревянная церковь на каменном фундаменте в честь Святителя Митрофана Воронежского была построена и освящена в 1855 году. В 1867 году к ней была пристроена колокольня. Храм разделил судьбу Никольской церкви.

Долгое время не удавалось обнаружить ни храмовых икон, ни церковной утвари из богатовских храмов. После долгих поисков одну из икон нашли в храме села Борское. Потир (Евхаристическую чашу) из дореволюционного богатовского храма в воссозданный Никольский храм передал староста Вознесенского собора города Самары А.А. Савин, многолетний секретарь Куйбышевского (Самарского) епархиального управления.

 Иеромонах Агафангел (Кобыленко) с Чашей из дореволюционного храма села Богатое

Несмотря на то что храмы в селе Богатое и окрестных селах были разрушены, в Богатом оставалась православная община, члены которой собирались для молитвы по домам. Долгое время такую общину возглавляли миряне (Анастасия Давыдовна Токарева, затем Анна Филипповна Ежова, Мария Трофимовна Барбашина). Большой вклад в сохранение веры в богоборческое время внесли монахини Троицкого Шихобаловского монастыря, многие из которых после закрытия обители поселились в Богатом и его окрестностях.

В советский период православные богатовцы в основном посещали три окрестных храма: Михаило-Архангельский храм села Малая Малышевка, Вознесенскую церковь села Кинель-Черкассы, Казанскую церковь села Заплавное. Благодаря этим людям в начале 1990-х годов жители села стали задумываться о воссоздании собственного храма.

К 1995 году в селе возникла значительная православная община, которая стала обращаться к местным властям с просьбой предоставить помещение для совершения богослужений. В 1998 году было получено благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на открытие храма, община зарегистрировала приход и получила в собственность здание бывшей районной библиотеки. Настоятелем прихода был назначен иерей Александр Пашков (ныне игумен Николай).

Рассказывает игумен Николай (Пашков):

– 26 апреля 1998 года Владыка Сергий (ныне Митрополит Самарский и Новокуйбышевский) рукоположил меня в сан священника. Я получил указ в Покровский кафедральный собор города Самары. Владыка благословил строить Успенский храм в самарском парке Дружбы. Но там возникли проблемы с выделением земельного участка, и строительство задерживалось (позднее земельный участок все-таки выделили, и милостью Божией удалось построить замечательный деревянный храм).

Владыка дал еще одно послушание – начать строить храм в селе Богатое. Вот так. Человек предполагает, а Бог располагает. Воля Божия была, чтобы послушание в селе Богатое стало самым главным в жизни.

Летом 1998 года я приехал в Богатое. Познакомился с «десяткой» (инициативной группой для регистрации прихода). Администрация выделила дореволюционное здание, которое использовали под библиотеку. Начали служить. Первая литургия была в воскресенье, 8 ноября 1998 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Прошло время, мы заказали архивную справку о нашей церкви, и выяснилось, что в дореволюционном Никольском храме был и второй престол – именно в честь великомученика Димитрия Солунского. Такой вот знак Божий!

Первые прихожане Никольского храма. 1999 год

Здесь, фактически в аварийном здании, которое на бумаге было уже снесено, начались богослужения.

Открывшийся храм стали посещать верующие из окрестных сел: Андреевки, Беловки, Виловатого, Максимовки, Печинено, Тростянки, Съезжего. Со временем там началось возрождение своих храмов и молитвенных домов. Были учреждены православные приходы.

Настоятелю и прихожанам удалось реализовать несколько социально значимых проектов. В 1999 году педагоги местной музыкальной школы организовали академический церковный хор, который существует уже более двадцати лет. Православные педагоги начали работу с детьми сначала в воскресной школе, а затем и в духовно-просветительском центре при приходе.

После учреждения Никольского мужского монастыря приход храма села Богатое стал приходом обители.