19 января Русская Православная Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

16.01.23

19 января Русская Православная Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. В этот день вспоминается евангельское событие, когда Иоанн Предтеча крестил Владыку мира в водах Иордана.

Смысл этого торжества прозрачен и понятен каждому верующему. Вспомним: Спаситель пришел на берег палестинской реки и попросил пророка о крещении, тот вопрошал: не следует ли ему самому принять крещение от «Агнца, берущего на себя грехи мира»? Предтеча крестил людей во оставление грехов, но для чего очищаться от них Сыну Божьему? Да и возможно ли Владыке мира креститься рабом Его? На это Господь ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тотчас Иоанн покорился воле Божией, а Иисус вошел в воды священной реки, где пророк произвел обряд крещения, ставший прообразом современного Таинства. Об этом событии святитель Димитрий Ростовский пишет так: «В Своем явлении на Иордан Бог призрел на человеческую природу, ибо всю грязь греха Адама, все немощи нашего естества Он собрал и принес сюда, чтобы омыть их и очистить нас от грехов наших».

Во время Крещения на Христа в виде голубя снизошел Святой Дух «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22). Таким образом, было явлено всему народу, что Иисус не только Сын Человеческий, но и Сын Всевышнего. Благодаря этому праздник имеет второе название – Богоявление. Именно в этот день человечество впервые получило знание о Святой Троице, составляющее основу Ее новозаветного почитания: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.

Этот праздник появился еще при жизни апостолов. Однако Рождество и Крещение соединялось в их представлении в единое торжество под названием Епифания, что в переводе с греческого значит «Явление». Позже появился вариант известный всем сегодня – Теофания, то есть «Богоявление». В наши дни Крещение и Рождество похожи наличием Навечерия со строгим постом, облачением духовенства в белые ризы, но средоточием праздника Богоявления является освящение воды.

На Руси в старину любую прорубь, сделанную ради крещенского водоосвящения в озере или реке, называли Иорданью. И пусть на палестинских берегах растут пальмы, а вода не замерзает, православному человеку где-нибудь под Иваново или Хабаровском в двадцатиградусный мороз также радостно и тепло в день Крещения Господня. В этот день нет ни времени, ни пространства, а сотни тысяч вод сакральным образом сливаются в единую Иордань, освященную присутствием Спасителя.

Многие считают, что в этот праздник главное набрать Святой воды (агиасмы), окунуться в прорубь «чтобы смыть грехи» и отметить праздник горячительными напитками, забывая что, прежде всего, нужно прийти в храм на Божественную литургию, ведь она и есть центр торжества. Купание в проруби стало столь популярно, что даже неверующие люди считают своим долгом исполнить этот обряд. Но вот беда – ледяная вода не омывает грехи, для этого есть Таинство Покаяния, поэтому чтобы Богоявление стало действительно настоящим праздником, нужно делать шаг не в крещенскую прорубь, а в храм Божий.

Автор: Виктория Колтыга

По материалам портала экзегет.ру

Поделиться: